Когда я был uchi deshi  О Сенсея, на тренировках все, начиная с самого первого входа на татами, должны были носить хакаму. Тогда не было ограничений, касающихся типа хакамы, поэтому dojo выглядело очень живописно. Можно было видеть хакамы всех сортов и цветов, разного качества, от хакамы для кендо до полосатой хакамы, используемой для японских танцев и дорогостоящей шелковой хакамы, называемой sendai-hira. Я представляю себе как могло достаться новичку, одолжившему дорогую хакаму своего дедушки, предназначенную исключительно для особых случаев и торжественных церемоний, и протирающему ее коленки занимаясь suwariwaza.

Я очень хорошо помню тот день, когда я забыл свою хакаму. Я собирался зайти на мат для тренировки в одном dogi, когда О Сенсей остановил меня.

«Где твоя хакама?» - строго спросил он. «Как ты можешь думать, что можешь получать инструкции учителя одетый в одно нижнее белье? Почему у тебя нет чувства приличия? У тебя явно отсуствуют воспитанность и этикет, необходимые  каждому занимающемуся будо. Иди сядь сбоку и смотри на тренировку! »

Это был  только первый из многих выговоров, которые мне предстояло получить от О Сенсея. Однако, в данном случае мое невежество заставило О Сенсея после тренировки прочитать своим ushi deshi лекцию о значении хакамы.  Он сказал нам, что хакама- это традиционная одежда для тех, кто изучает кобудо и спросил знает ли кто-нибудь из нас почему у хакамы семь складок.

«Они символизируют семь компонентов будо», - сказал О Сенсей»- это jin (щедрость), gi (честь или справедливость), rei (вежливость и этикет), chi  (ум, интеллект), shin (искренность), chu (преданность)  и koh (благочестие). Этими качествами в прошлом обладали лучшие самураи.  Хакама связывает нас с природой истинного bushido. Она символизирует дошедшие до нас традиции, передававшиеся из поколения в поколение. Айкидо родилось из японского духа bushido и на занятиях мы должны стараться развивать семь его традиционных  компонентов».

Сейчас большинство  Айкидо не придерживаются четких указаний О Сенсея, касающихся  хакамы. Ее значение понижено от символа духовных ценностей до знака уровня yudansha. Я посещал разные dojo во многих странах.  Во многих местах, где хакаму носят только yudansha, yudansha  утрачивают скромность. Они считают хакаму знаком отличия и символом своего превосходства. Такое умственное состояние превращает церемонию приветствия О Сенсея в начале и в конце каждой тренировки в посмешище над его памятью и его искусством.

Еще хуже этого то, что в некоторых dojo хакаму обязаны носить женщины , имеющие уровень kyu) – только женщины. Вероятно, этим хотят подчеркнуть их женские качества. По моему мнению, это обида и дискриминация для женщин aikidoka. Это обижает и aikidoka – мужчин, поскольку предполагает их умственную слабость, которой не место на татами при занятиях Айкидо.

Меня огорчает столь ограниченное использование хакамы.  Некоторым людям это может казаться несущественным, но я помню насколько большое значение придавал ношению хакамы О Сенсей. Я не могу отрицать значение этого предмета  одежды и никто, я думаю,  не возразит, что духовные ценности, которые  она символизирует, имеют огромное значение. В моем dojo и школахфилиалах я одобряю ношение хакамы всеми учениками, независимо от их степени уровня поготовки. (Я не требую этого в обязательном порядке  до получения имя первой степени, поскольку у новичков в Соединенных  Штатах обычно не бывает японских дедушек, у которых можно одолжить хакаму) . По моим представлениям , если ученики носят хакаму и знают ее значение, то это помогает им лучше чувствовать дух О Сенсея и его восприятие.

Если мы допустим потерю хакамой своего значения, вероятно, это будет означать и начало утраты важных компонентов духа Айкидо. С другой стороны, если мы выполним пожелания О Сенсея, касающиеся нашей формы для занятий, то нам будет легче даваться духовное восприятие мечты, которой он посвятил свою жизнь.